“Вовремя понять, что спорить с мужем – себе дороже! – говорит заместитель Председателя правления Ассоциации предприятий семейного бизнеса Олеся Тыщенко. – Для меня это рабочий инструмент. Но это мой опыт, я его никому не навязываю”.
“Две трети клиентов нашего агентства – семейные бизнесы, – говорит Председатель правления Ассоциации предприятий семейного бизнеса России. – Наш опыт работы показывает, что семейный бизнес чаще начинает женщина. А бизнес – это всегда мужская энергия, что бы кто ни говорил. Это значит, женщина ведёт бизнес на не свойственной ей мужской энергии: включает структурность, волю, достигаторство. И если она не переключается между ролями в жизни и долго идёт на мужской энергии, начинаются перекосы, которые отражаются на отношениях в паре в том, что, невербально, подсознательно, мужчина начинает чувствовать не женщину рядом, а некое соперничество”.
.
Чтобы этого не случилось, нужно научиться переключаться между своими социальными ролями. На работе я начальник, дома – муж или жена. Это в целом. В семейном бизнесе также важно:
- распределить ответственность и обязанности
- не отвечать вдвоём за одну и ту же часть бизнеса
- женщине вместо соперничества включить мудрость
На последнем пункте остановимся поподробнее.
“Мудрость нам дана от природы, – говорит Олеся Тыщенко. – Вопрос лишь в том, как долго мы кормим своего раненого внутреннего подростка и сколько мы бунтуем. Наша природная задача: сохранять, мужская задача – завоёвывать и прочее".
“Даже если мужчина не альфа-самец и не гонится за миллиардами и прочим, он всё равно чувствует и понимает, где и как его семья или бизнес обретут стабильность, – продолжает Олеся.– И это нужно и важно услышать. А мы же, зачастую, считаем, что он тормозит, что он недостаточно резвый, недостаточно, недостаточно… и вообще “я лучше знаю, как лучше”. Или “Я бы вообще сделала всё по-другому”. И начинаем соперничать с мужчинами, смещая фокус в совершенно другую плоскость. Боремся с “ветряными мельницами”: что-то доказываем своему мужчине, оспариваем его мнение, нивелируем его решения и т.д. И тратим на это очень много сил”.
“И это не на пользу, ни бизнесу, ни отношениям, – продолжает Дмитрий. – Потому что здесь возможны два варианта: либо женщина “задавливает” мужчину и он уходит на второй план, снижая свою активность в бизнесе и в отношениях до нуля.. Либо отношения трещат по швам, потому что мужчина не позволяет на себя давить и не готов принимать такие отношения.