• /
  • /

Опыт родителей vs креатив детей: что важнее для бизнеса и как это сочетать

Для развития бизнеса нужен креатив. А для сохранения и укрепления позиций на рынке важен опыт. Сочетание опыта и свежих идей является ключевым фактором успеха. В семейном бизнесе опыт представляют родители, а креатив, чаще всего, дети. И всё бы хорошо, но в этот союз нередко вклинивается конфликт поколений: различия в ценностях, взглядах на жизнь и, в частности, на развитие общего бизнеса. Сегодня поговорим о том, как сосуществовать и дополнять друг друга в предпринимательской деятельности.

Опыт родителей vs креатив детей

Опыт родителей: ценность и ограничения

Опыт родителей основан на многолетней практике, знаниях и надёжных методах. И бизнес от их опыта получает важные преимущества:

1. Стабильность: Опыт позволяет избежать распространенных ошибок и рисков.
2. Стратегическое мышление: Родители, как правило, видят картину в целом и умеют разрабатывать долгосрочные стратегии.
3. Надёжные контакты: у них уже есть связи с партнёрами, клиентами, отраслевыми специалистами поставщиками и т.д.

На другой стороне этой медали консерватизм и исходящий из него недостаток гибкости в решениях. Отсюда приверженность к проверенным. но устаревшим методам, сложность принятия быстрых изменений в рынке и действий с их учётом.

Креатив детей: свежий взгляд на проблемы

Дети более креативны, у них, обычно, больше идей и инновационных предложений. Отсутствие у них предвзятости и консерватизма позволяет находить нестандартные подходы, быстро адаптироваться к изменившимся условиям. Они лучше родителей осваивают и внедряют новые технологии.
Тем не менее нехватка опыта, зачастую, приводит к ошибкам в принятии стратегических решений, а излишний креатив может оказаться неуместным в конкретных условиях бизнеса, а в некоторых случаях даже навредить.

Сила – в сочетании

Преимущества родителей перекрывают недостатки подхода детей и наоборот. Совершенно понятно, что успех бизнеса кроется не в противоборстве, а в сочетании обоих подходов. И всё бы хорошо, но как выйти из парадигмы “я лучше знаю, как лучше” и перестать искать того, кто больше прав?

Конфликт поколений – естественная часть человеческих отношений. Это аксиома. Для качественного взаимодействия необходим конструктивный диалог, в основе которого понимание и принятие различий между родителями и детьми, взаимное уважение и доверие. Конфликты можно использовать, как возможность для роста и лучшего понимания друг друга. И первый шаг на этом пути – открытое и честное общение. Необходимо слушать и слышать друг друга, без обид и предвзятости высказывать свои чувства и мнения.

Каждая сторона должна быть готова к компромиссам. Родителям важно осознать, что дети выросли и уважительно относиться к желаниям и интересам своих детей. А детям — понять уровень беспокойства родителей и их жизненный опыт. И вместе найти оптимальное сочетание креатива и опыта.

В этом диалоге важно помнить, что несмотря на различия, обе стороны действуют из лучших побуждений. Вряд ли дети, пришедшие в бизнес, хотят ему навредить. И родителям тоже важно, чтобы дело их жизни росло и процветало.

Оптимальным решением в такой ситуации может быть формат тестирования новых идей, наряду с традиционными методами работы. И всем вместе конструктивно обсуждать результаты тестов: внедрять положительный опыт и делать выводы из неудач. Например, на сессиях оргразвития или стратегических командных сессиях

Важно вместе создать культуру, где оба поколения смогут свободно обмениваться мнениями и поддерживать друг друга на пользу семейному бизнесу.
Формированию такой культуры способствуют совместные выезды с пользой. Но не просто отдых и экскурсии, а органичное их сочетание, с обсуждением важных для бизнеса вопросов. Такой формат мы практикуем в бизнес-лагере FAMCAMP.

Заключение

Сочетание опыта родителей и креативности детей – это основа для успешного развития бизнеса. Каждое поколение имеет свои сильные стороны и уникальные подходы, сочетание которых ведёт к росту.

Важно помнить, что эффект команды часто превосходит индивидуальные достижения.
05 февраля / 2025