УСПЕШНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: ОШИБКИ ВЫЖИВШИХ
“В семейном бизнесе две проблемы — семья и бизнес”
шутка юристов.
“В каждой шутке только доля шутки”
Парафраз на пословицу.
Ошибка выживших: что это такое?
Ошибка № 1. Партнёры и родственники: не смешивать и не взбалтывать
Партнёры и родственники: не смешивать и не взбалтывать
Самая большая ошибка выживших семейных бизнесов — считать, что семейные узы помогают справиться с трудностями на работе.
И да, и нет.
У некоторых это получается интуитивно, но большинству же даётся с трудом. Особенно со временем: чем дольше совместно ведётся дело, тем вероятнее накопительный эффект скрытых конфликтов и раздражения.
Что делать? Учиться разделять роли и переключаться между ними. И не "перетаскивать" эмоции из одной роли в другую. Примеры того, как это делать, описаны ниже.“Ты же мне поможешь?"
С этой фразы в современной России начинается большая часть семейных бизнесов. “У нас в стране в семейный бизнес, чаще всего, вляпываются”, — говорит Олеся Тыщенко, заместитель Председателя правления Ассоциации семейного бизнеса России. И ожидание, что свои помогут, — самый популярный вляп старт семейного дела.
Исследование Сбер Business Live, июль 2025 г.
По нашим наблюдениям, чаще всего бизнес начинает женщина, привлекая мужа на “техническую” работу: собрать мебель для офиса, сделать ремонт помещения. создать сайт, бота и т.п. За помощь платить, обычно, не принято: мы же родные, ты же выручишь. Опасность в том, что это “выручишь” постепенно и незаметно становится обязанностью выручающего. И вот уже просьба о помощи звучит как распоряжение сотруднику: “там ножка у стола разболталась, надо укрепить”. Или “а почему ты до сих пор исправления на сайт не внёс?”
В обратную сторону работает так же. К нам на сессию конструктивный диалог пришла пара. Он предприниматель, она ведёт бухгалтерию двух его компаний, экономя ему немалые деньги своим профессионализмом. Его запрос: перестал чувствовать поддержку, энергию от жены.
В ходе сессии выяснилось, что зарплату он ей не платит, поскольку считает, что все деньги и так домой приносит и ей отдаёт. А она чувствует недооценённость, как сотрудница и, как следствие, “не додаёт” ему, как жена. На место у них всё встало после простого вопроса: если бы ты нанял бухгалтера, сколько бы ты ему платил? Ведь ты приносишь деньги домой ей, как жене. А как бухгалтеру ты ей не платишь.
Но есть и те, кого вполне устраивает такой формат. Правда, выживших в этой схеме немного. Выгорание “помощника” чаще ставит крест либо на совместном бизнесе, либо, что гораздо печальнее, на отношениях.
Ошибка No 2. Любовь вместо субординации
«Ничего личного, это просто бизнес»
Отто Берман, бухгалтер американского гангстера Шульца
Вот тут я муж или отец (жена или мама), а вот тут — уже директор. Осознать и разделить это, порой, кажется настолько сложно, что проще не работать вместе. Кстати, детям делать это ещё сложнее. Тем ценнее кажется детская инициатива по выстраиванию отношений в семейном бизнесе.
— “Когда ты отчитываешь меня по работе, мне кажется, что это мама ругает меня за невыученные уроки или за беспорядок в комнате”, — вспоминает общение с дочерью Олеся Тыщенко. — Мы тогда решили эту проблему следующим образом, причём, решение предложила сама дочь: “Давай по домашним делам я буду звать тебя мама, а по рабочим буду обращаться к тебе Олеся”. И очень показательным в этом плане для меня был такой наш диалог: “Олеся, ты ещё долго будешь занята?” — “Ещё минут десять”. — “Давай потом чаю вместе попьём, мне с мамой пообщаться нужно”.
Переключение между ролями — это навык. Одним он даётся легко, практически нативно. Другим нужно его вырабатывать.
Разделение своих внутренних ролей и отношения к ним — чисто психологическая проблема, которая решается договорённостями и обозначением границ и места общения.
Что делать? Рецепт сравнительно прост: возвращаясь с работы домой, вспоминайте свою роль, как члена семьи.Переключение между ролями — это навык. Одним он даётся легко, практически нативно. Другим нужно его вырабатывать. Для этого важно давать друг другу на это время, подбирать подходящие инструменты. Один из них — семейные сессии “Конструктивный диалог по душам”.
Ошибка No 3. Бизнес и личная жизнь
— Если вы в постели готовы говорить о бизнесе,
вы можете начинать семейный бизнес.
Радислав Гандапас
Завтрак превращается в планёрку, а ужин — в совещание. Для преемницы семейного бизнеса международного масштаба в третьем поколении — это норма. Она выросла в семье юристов, где папа и мама влюблены в свою профессию и говорят о делах клиентов и дома, и в офисе. Дочь просто пропиталась этой темой и не сильно выбирала, кем стать — пошла по стопам родителей, стала адвокатом. Очень хорошим адвокатом.
Однако, такое счастье достаётся не всем родителям. Чаще дети устают от того, что родители всё время “на работе” и не хотят иметь с их бизнесом ничего общего. Поэтому передача бизнеса второму поколению для многих основателей — сложная задача со многими неизвестными. И решать её нужно комплексно. В том числе и за этим предприниматели и бизнесмены приходят в Ассоциацию, чтобы обмениваясь опытом друг с другом и между поколениями, а также с помощью наших экспертов решать вопросы преемственности.
Вторая часть этой же ошибки: не все супруги способны сутками напролёт общаться на темы своего бизнеса. А, значит, связь между семейным бизнесом и личной жизнью не должна быть круглосуточной.
Важно приходить с работы домой и менять роли с партнёрских на супружеские и детско-родительские. Даже если у вас Home Office.
Завтрак превращается в планёрку, а ужин — в совещание.
Ошибка № 4. Контроль против доверия
“Что ни делает дурак,
Всё он делает не так!..”
Самуил Маршак, “Не так!”
Отец и сын. Успешный опыт передачи бизнеса второму поколению. Сын полностью принял бизнес отца. Отец доволен тем, как сын управляет бизнесом и они вдвоём деляться своим опытом на различных мероприятиях.
В большинстве случаев всё совсем наоборот. Преемник редко готов полностью принять модель управления основателя. Основатель, в свою очередь часто не готов просто отдать управление и перестать тотально контролировать действия преемника. И это тоже одна из основных проблем передачи бизнеса членам семьи.
Полная синергия основателя и преемника — скорее исключение, чем правило.
Что делать? Понимать обоим поколениям на этом пути: у основателя и преемника разные задачи.
Основатель создал с нуля и развил. Задача преемника — сохранить и увеличить. И опыт основателя в этой части не всегда полезен и эффективен. Сила здесь — в сотрудничестве поколений. О том, как его выстроить, есть статья в нашем блоге.
Ошибка No 5. Ответственность и делегирование
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Русская пословица. Словарь В. И. Даля, 1865 г.
Эксперты Ассоциации семейного бизнеса России рекомендуют включать преемника в процессы управления постепенно. Практика это подтверждает.
— Мы выделили дочери под управление одно из направлений нашего бизнеса, — поделилась опытом одна из участниц ежемесячных встреч Ассоциации, — и сразу оговорили с мужем стоимость этого эксперимента: сколько мы готовы потерять. Конечно, было очень сложно не начать “рулить” самим, не вмешиваться и только отвечать на вопросы дочери, если они возникают. Это был хороший опыт и для нас, и для неё”.
Но такой подход в реальном семейном бизнесе, к сожалению, редкость. Чаще, выделяя направление и бюджет, основатель постоянно вмешивается в процессы, считая себя наставником, более опытным в бизнесе. Это, конечно, так, хотя, чаще всего, наставничество от родителя воспринимается вторым поколением, как давление и ограничение свободы принятия решений.
Что делать? Преемнику также важно получить собственный опыт ошибок и правильных решений (про разные задачи двух поколений помните?).
Тем более, что основатель не бессмертен и однажды преемнику придётся взять всё в свои руки. И в интересах обеих сторон, чтобы эти руки к этому моменту были готовы и обрели опыт, основанный не только на подсказках наставника.
Мы сразу оговорили с мужем стоимость этого эксперимента: сколько готовы потерять
Заключение
Конечно, есть общие правила и принципы ведения бизнеса, построения отношений в семье и в команде, разделения ролей. При этом у каждой семьи (и семейного бизнеса) свои особенности и нюансы. И окончательные решения каждая семья принимает, опираясь, в том числе и на свои внутренние процессы. Важно, чтобы эти нюансы и процессы были понятны всем членам семьи. А не находились в голове одного основателя.
8 декабря/ 2025