• /
  • /

УСПЕШНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: ОШИБКИ ВЫЖИВШИХ

“В семейном бизнесе две проблемы — семья и бизнес”

шутка юристов.

“В каждой  шутке только доля шутки”

Парафраз на пословицу.

Интернет забит информацией о том, как плохо вести бизнес с родственниками. При этом очень большая часть этой информации исходит от теоретиков, никогда с родственниками не работавших. Остальная — от тех, у кого не получилось. Заголовок статьи придуман не случайно.
Ориентируясь на примеры тех, у кого всё хорошо в семейном бизнесе, можно не заметить подводных рифов и попасть в крушение. А слушая тех, кто уже на эти рифы нарвался,  можно никогда не получить всех плюсов, которые есть в семейном деле.
В этом материале мы пройдёмся по самым ключевым аспектам темы.
От 35% (исследование Сбера 2025 г.) до 74% (исследование ТПП РФ 2020 г.) предприятий МСП в России считают свой бизнес семейным.


Ошибка выживших: что это такое?

Во время Второй Мировой войны аналитическая лаборатория SRG (США) изучала самолёты, попавшие под обстрел. Задача: выявить оптимальную схему бронирования корпуса самолётов.

Машины, которые несмотря на пробоины смогли дотянуть до аэродрома, чаще всего имели повреждения на крыльях, хвостовой части и средней части фюзеляжа.
Именно эти повреждённые части и нужно укреплять бронепластинами, решили аналитики лаборатории. Однако один из статистиков — Абрахам Вальд, математик, эмигрировавший в США из Венгрии не согласился с этими выводами.

“Мы изучаем самолёты, которые СМОГЛИ вернуться на базу, — аргументировал он. — Но мы не знаем, какие повреждения получили те машины, которые НЕ СМОГЛИ вернуться”.

Изучение повреждений самолётов, оставшихся на поле боя, показало, что “смертельными” для них были повреждения кабины, двигателей и топливного бака. А значит, укреплять нужно было именно их.


Ошибка № 1. Партнёры и родственники: не смешивать и не взбалтывать

Партнёры и родственники: не смешивать и не взбалтывать

Самая большая ошибка выживших семейных бизнесов — считать, что семейные узы помогают справиться с трудностями на работе.

И да, и нет.

У некоторых это получается интуитивно, но большинству же даётся с трудом. Особенно со временем: чем дольше совместно ведётся дело, тем вероятнее накопительный эффект скрытых конфликтов и раздражения.

Что делать? Учиться разделять роли и переключаться между ними. И не "перетаскивать" эмоции из одной роли в другую. Примеры того, как это делать, описаны ниже.

“Ты же мне поможешь?"

С этой фразы в современной России начинается большая часть семейных бизнесов. “У нас в стране в семейный бизнес, чаще всего, вляпываются”, — говорит Олеся Тыщенко, заместитель Председателя правления Ассоциации семейного бизнеса России. И ожидание, что свои помогут, — самый популярный вляп старт семейного дела.



Исследование Сбер Business Live, июль 2025 г.

По нашим наблюдениям, чаще всего бизнес начинает женщина, привлекая мужа на “техническую” работу: собрать мебель для офиса, сделать ремонт помещения. создать сайт, бота и т.п. За помощь платить, обычно, не принято: мы же родные, ты же выручишь. Опасность в том, что это “выручишь” постепенно и незаметно становится обязанностью выручающего. И вот уже просьба о помощи звучит как распоряжение сотруднику: “там ножка у стола разболталась, надо укрепить”. Или “а почему ты до сих пор исправления на сайт не внёс?”


В обратную сторону работает так же. К нам на сессию конструктивный диалог пришла пара. Он предприниматель, она ведёт бухгалтерию двух его компаний, экономя ему немалые деньги своим профессионализмом. Его запрос: перестал чувствовать поддержку, энергию от жены.


В ходе сессии выяснилось, что зарплату он ей не платит, поскольку считает, что все деньги и так домой приносит и ей отдаёт. А она чувствует недооценённость, как сотрудница и, как следствие, “не додаёт” ему, как жена. На место у них всё встало после простого вопроса: если бы ты нанял бухгалтера, сколько бы ты ему платил? Ведь ты приносишь деньги домой ей, как жене. А как бухгалтеру ты ей не платишь.


Но есть и те, кого вполне устраивает такой формат. Правда, выживших в этой схеме немного. Выгорание “помощника” чаще ставит крест либо на совместном бизнесе, либо, что гораздо печальнее, на отношениях.


Что делать? Главе семьи и бизнеса разделить "кошельки": это деньги, которые я приношу в семью, а это — оплата труда сотрудников и помощников, даже если они члены семьи.


Ошибка No 2. Любовь вместо субординации

«Ничего личного, это просто бизнес»

Отто Берман, бухгалтер американского гангстера Шульца

Вот тут я муж или отец (жена или мама), а вот тут — уже директор.  Осознать и разделить это, порой, кажется настолько сложно, что проще не работать вместе. Кстати, детям делать это ещё сложнее. Тем ценнее кажется детская инициатива по выстраиванию отношений в семейном бизнесе.

 — “Когда ты отчитываешь меня по работе, мне кажется, что это мама ругает меня за невыученные уроки или за беспорядок в комнате”, — вспоминает общение с дочерью Олеся Тыщенко. — Мы тогда решили эту проблему следующим образом, причём, решение предложила сама дочь: “Давай по домашним делам я буду звать тебя мама, а по рабочим буду обращаться к тебе Олеся”.  И очень показательным в этом плане для меня был такой наш диалог: “Олеся, ты ещё долго будешь занята?” — “Ещё минут десять”. — “Давай потом чаю вместе попьём, мне с мамой пообщаться нужно”.

Переключение между ролями — это навык. Одним он даётся легко, практически нативно. Другим нужно его вырабатывать.

Разделение своих внутренних ролей и отношения к ним — чисто психологическая проблема, которая решается договорённостями и обозначением границ и места общения.

Что делать? Рецепт сравнительно прост: возвращаясь с работы домой, вспоминайте свою роль, как члена семьи.

Переключение между ролями — это навык. Одним он даётся легко, практически нативно. Другим нужно его вырабатывать. Для этого важно давать друг другу на это время, подбирать подходящие инструменты. Один из них — семейные сессии “Конструктивный диалог по душам”.


Ошибка No 3. Бизнес и личная жизнь

— Если вы в постели готовы говорить о бизнесе,

вы можете начинать семейный бизнес.

Радислав Гандапас

Завтрак превращается в планёрку, а ужин — в совещание. Для преемницы семейного бизнеса международного масштаба в третьем поколении — это норма. Она выросла в семье юристов, где папа и мама влюблены в свою профессию и говорят о делах клиентов и дома, и в офисе. Дочь просто пропиталась этой темой и не сильно выбирала, кем стать — пошла по стопам родителей, стала адвокатом. Очень хорошим адвокатом.


Однако, такое счастье достаётся не всем родителям. Чаще дети устают от того, что родители всё время “на работе” и не хотят иметь с их бизнесом ничего общего. Поэтому передача бизнеса второму поколению для многих основателей — сложная задача со многими неизвестными. И решать её нужно комплексно. В том числе и за этим предприниматели и бизнесмены приходят в Ассоциацию, чтобы обмениваясь опытом друг с другом и между поколениями, а также с помощью наших экспертов решать вопросы преемственности.


Вторая часть этой же ошибки: не все супруги способны сутками напролёт общаться на темы своего бизнеса. А, значит, связь между семейным бизнесом и личной жизнью не должна быть круглосуточной.


Важно приходить с работы домой и менять роли с партнёрских на супружеские и детско-родительские. Даже если у вас Home Office.



Завтрак превращается в планёрку, а ужин — в совещание.


Ошибка № 4. Контроль против доверия

“Что ни делает дурак,

Всё он делает не так!..”

Самуил Маршак, “Не так!”

Отец и сын. Успешный опыт передачи бизнеса второму поколению. Сын полностью принял бизнес отца. Отец доволен тем, как сын управляет бизнесом и они вдвоём деляться своим опытом на различных мероприятиях.


В большинстве случаев всё совсем наоборот. Преемник редко готов полностью принять модель управления основателя. Основатель, в свою очередь часто не готов просто отдать управление и перестать тотально контролировать действия преемника. И это тоже одна из основных проблем передачи бизнеса членам семьи.


Полная синергия основателя и преемника — скорее исключение, чем правило.

Что делать? Понимать обоим поколениям на этом пути: у основателя и преемника разные задачи.

Основатель создал с нуля и развил. Задача преемника — сохранить и увеличить. И опыт основателя в этой части не всегда полезен и эффективен. Сила здесь — в сотрудничестве поколений. О том, как его выстроить, есть статья в нашем блоге.

Ошибка No 5. Ответственность и делегирование

Тот не ошибается, кто ничего не делает.

Русская пословица. Словарь В. И. Даля, 1865 г.

Эксперты Ассоциации семейного бизнеса России рекомендуют включать преемника в процессы управления постепенно. Практика это подтверждает.


— Мы выделили дочери под управление одно из направлений нашего бизнеса, — поделилась опытом одна из участниц ежемесячных встреч Ассоциации, — и сразу оговорили с мужем стоимость этого эксперимента: сколько мы готовы потерять. Конечно, было очень сложно не начать “рулить” самим, не вмешиваться и только отвечать на вопросы дочери, если они возникают. Это был хороший опыт и для нас, и для неё”.


Но такой подход в реальном семейном бизнесе, к сожалению, редкость. Чаще, выделяя направление и бюджет, основатель постоянно вмешивается в процессы, считая себя наставником, более опытным в бизнесе. Это, конечно, так, хотя, чаще всего, наставничество от родителя воспринимается вторым поколением, как давление и ограничение свободы принятия решений. 


Что делать? Преемнику также важно получить собственный опыт ошибок и правильных решений (про разные задачи двух поколений помните?).


Тем более, что основатель не бессмертен и однажды преемнику придётся взять всё в свои руки. И в интересах обеих сторон, чтобы эти руки к этому моменту были готовы и обрели опыт, основанный не только на подсказках наставника.

Мы сразу оговорили с мужем стоимость этого эксперимента: сколько готовы потерять

Заключение

Конечно, есть общие правила и принципы ведения бизнеса, построения отношений в семье и в команде, разделения ролей. При этом у каждой семьи (и семейного бизнеса) свои особенности  и нюансы. И окончательные решения каждая семья принимает, опираясь, в том числе и на свои внутренние процессы. Важно, чтобы эти нюансы и процессы были понятны всем членам семьи. А не находились в голове одного основателя.


Чтобы сделать общение более открытым, доверительными честным, мы регулярно проводим встречи членов Ассоциации с экспертами в разных темах и направлениях. Подписывайтесь на наши новости, Telegram-канал или ВКонтакте,  чтобы быть в курсе ближайших событий. И будем рады видеть вас среди резидентов Ассоциации семейного бизнеса России!

8 декабря/ 2025